Арсенал музыкальных инструментов, которыми в наши дни пользуется человечество, — огромен. История одних уходит в глубокую древность, другие созданы сравнительно недавно. Ко второй группе относится и гармоника, хотя принцип звукообразования в ней — свободно проскакивающий металлический язычок, колеблющийся под действием струи воздуха, — был известен за две-три тысячи лет до нашей эры. В тот период в Юго-Восточной Азии бытовали различные инструменты, звук которых возникал от колебания металлического язычка. Мастер брал кусочек сплава и, расплющив его до толщины примерно 0,3 мм, вырезал тонким ножом в образовавшейся пластинке маленький язычок, фактически это был один из вариантов известного в народной инструментальной практике принципа надрезного язычка. Проем в тонкой пластинке (рамке), в которой проскакивал язычок под действием потока воздуха, был очень мал, а амплитуда колебания язычка незначительна, и инструмент звучал хотя и мелодично, но очень тихо. Поэтому во всех инструментах того времени употреблялись различные устройства для усиления звука.

В России о принципе звукоизвлечения, основанном на колебании металлического язычка, знали еще до того, как он получил известность в Западной Европе. Бытовавшие в Юго-Восточной Азии инструменты типа кэна, шэна и им подобных проникали на Запад и через Россию. В 1770 году русский академик Якоб Штелин в подтверждение этого ссылался «на излюбленный китайский орган» — шэн, игре на котором обучал, например, русский мастер Иоганн Вильдe (1689 — 1762) Известный физик Христиан Готлиб Кратценштейн (1723 — 1795), впервые начавший проводить в 1770-е годы в Копенгагене эксперименты с проскакивающим язычком, с 1748 года в течение пяти лет работал в Российской академии наук; он, без сомнения, слышал Вильде и, следовательно, был знаком с шэном. Помогавший Кратценштейну органный мастер Киршник (1720 — 1799) в конце 1770-х годов построил маленький орган, внутри которого вместо обычных труб звучали проскакивающие язычки. В начале 1780-х годов он привез этот орган в Петербург. Однако в России изготовление подобных инструментов началось позднее. (Если не принимать во внимание возникший в начале XIX столетия язычковый инструмент под названием эолова арфа. Она устанавливалась на крыше, и в зависимости от силы и характера ветра в действие приводились те или иные ее язычки (тот же принцип устройства используется и сегодня в детских музыкальных волчках, но только с равномерным затиханием звуков). Описание инструмента помещено в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1804г.

К середине XIX столетия в Германии, Франции, Австрии, Англии (в Италии и Америке значительно позднее) было уже налажено производство губных и ручных гармоник различных типов, которые «сделались инструментами народа; по преимуществу горняки, матросы, крестьяне и рабочие под аккомпанемент их гнусавых и заунывных звуков пели о «своих горестях и радостях».

Дешевизна, прочность, сильный, громкий звук, а главное — портативность, сравнительная легкость воспроизведения мелодий песен и танцев привлекли к ним и русских любителей музыки. Начиная с 1830-х годов в России возникает отечественное производство гармоник. Не случайно главным местом этого производства становится промышленный центр России — Тула — «город умельцев», как его часто называли.

В первой половине XIX века город жил кипучей производственной и торговой жизнью. Судя по архивным документам канцелярии тульского губернатора, туда нередко приезжали иностранные специалисты — инженеры, врачи, фармацевты, купцы вместе со слугами. Со своей стороны тульские промышленники, купцы, а также мастеровые часто выезжали из города по делам, связанным с производством и торговлей, и, естественно, проявляли большой интерес к многочисленным ярмаркам, устраиваемым в различных городах. В XVI — XVIII вв. одной из крупных была ярмарка при Макарьевском Желтоводском монастыре. С 1817 г. ее перенесли в Нижний Новгород. К концу 20-х годов XIX в. Нижегородская ярмарка приобрела важное значение для внутренней торговли России, играя существенную роль и в быстром развитии фабричной и кустарной промышленности. На ярмарках можно было узнать цены на те или иные товары, встретить всякого рода новинки, увидеть какую-либо диковинную «заморскую штуку». Стали появляться на ярмарках и гармоники — их привозили крепостные слуги, ездившие за границу, купцы, странствующие артисты, моряки. Гармоники поступали в Россию через Петербург, Ригу, Одессу и другие портовые города.

В один из июльских дней 1830 года тульский оружейник Иван Сизов, будучи на Нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «диковинную штуку», не пожалев 40 рублей ассигнациями.

Привезя домой — в Чулкову слободу на окраине Тулы — драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой была на заре своего существования гармоника, для мастерового не представляло особого труда, разве что пришлось повозиться с голосовой частью да с настройкой. Так возникла первая тульская гармоника. «Старожилы в Туле рассказывали (в 1870 — 1871 годах. — A.M.), что они помнят, как еще лет сорок тому назад услышали впервые веселые звуки гармоники...».

В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили вначале для себя, а затем и для своих знакомых подобные инструменты. Постепенно это становится для них приработком, котором они занимаются в свободное время. Немного ранее, в 20-е годы, братья Шкунаевы стали делать металлические свистульки-свирельки, по принципу которых они затем многие годы изготовляли голосовые планки для гармоник.

Спрос на гармоники все возрастал, производство их оказалось прибыльным, и некоторые мастера начали переходить целиком на изготовление этих инструментов. В работе стали принимать участие и члены семьи — так появились первые мастерские на дому.

Кустари производили гармоники по образцу первой, привезенной Сизовым, — «в виде двух дощечек, между которыми была заключена игральная планка; звуки получались при посредстве вдувания... воздуха». .

В дальнейшем производство гармоник в Туле шло по пути увеличения количества и улучшения качества. (В 1866 г. фабрика Грызловой (вдовы Грызлова) выпустила 6800 гармоник, Засыпкина — 8000, Колесникова — 8500, Воронцова — 12 700, Плакидиных — 21250. Стоимость одной гармоники колебалась от 26 коп. до 5 руб., а отдельные инструменты оценивались и в 10 руб.) Количество гармонных фабрик в Туле продолжало увеличиваться. По официальным данным в 1874 году их было уже полтора десятка. В примечании же к ведомости за этот год сказано, что «гармонное производство, господствующее в 4-и части г. Тулы (Чулковской слободе. — А.М.), далеко не ограничивается этими фабриками. За ними следуют менее значительные мастерские для сборки гармоний, коих известно до 20 с 85 рабочими, за исключением работающих своими семействами... В каждом доме Чулковского населения можно найти изделия той или другой части для состава гармоний... следовательно, этим изготовлением занимается не менее 3000 человек, преимущественно женщин. Гармонии выходят из Чулкова не менее 700 тысяч штук». По свидетельству исследователей развитию гармонного промысла «...много способствовало и то обстоятельство, что оно дает заработок не одному только полу или рабочему возрасту, участвовать в нем могут и женщины, даже девочки-подростки».

Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Тимофей Воронцов, один из первых организовавший изготовление гармоник, вскоре открывает на Нижегородской ярмарке постоянную торговлю русскими гармониками, которая пошла бойко, и мастерская при самоварной фабрике в Туле превратилась в самостоятельную гармонную фабрику, процветавшую долгие годы. В его магазинчике на ярмарке толпились бурлаки, странствующие мастеровые, ремесленники, торговцы, слуги — главные распространители нового музыкального инструмента по всей России. (Нижегородская ярмарка в то время проводилась ежегодно с 15 июля по 15 августа. В остальное время года продукция сбывалась в Туле, а с конца 40-х годов фабрика Воронцовых стала продавать свою продукцию (6000 гармоник ежегодно) еще и в Москве [204].)

Согласно свидетельству многих современников, уже в 1840-х годах гармоника была известна не только в Тульской губернии, но и в Нижегородской, Тверской, Ярославской (например, в селе Давшино во время праздника жители танцевали на улице «вприпляску с балалайками, скрипками и гармониками») и в Петербургской (где крестьянки пляшут «под звуки гармоники, ими самими извлекаемыми»). Известна гармоника и в Вятской губернии, куда она была завезена еще в начале 40-х годов. бурлаками с Нижегородской ярмарки.

Инструмент того времени мы видим на картине А. Г. Венецианова «Девушка с гармоникой» (масло, 40Х30, примерно 1844 г., автором картина не датирована, Горьковский государственный художественный музей), написанной им в имеиии Сафонкове Тверской губернии в начале 40-х годов. На картине девочка держит гармонику-пятиклапанку, имеющую на левой стороне два клапана (бас и аккорд, разные при смене движения меха: Т и D). Круглые отверстия на правой стороне закрыты металлическими клапанами, которые соединены с деревянными клавишами медной проволокой. За правым грифом ременное ушко для большого пальца. На этой гармонике можно было играть несложные мелодии с аккомпанементом. Художника привлек, разумеется, образ девочки, забавляющейся новым подарком; гармоника была деталью второстепенной. Девочка держит гармонику «вверх ногами»; и перевернута она, по-видимому, для того, чтобы была видна правая клавиатура. Художник-реалист, верный своему творческому методу, воспроизвел гармонику во всех деталях с фотографической точностью. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. В газетах мы находим сообщение о выступлениях в городском театре города Белева (Тульской губернии), примерно в 1845 году, талантливого туляка — актера Дробикова, который давал «на гармонике концерты, и его слушали с большим удовольствием... Дробиков... такие из нее извлекал звуки, что издали трудно было понять, на каком инструменте он играл».

С самого начала своего существования гармоника стала развиваться одновременно по двум направлениям: как инструмент для массовой забавы, выпускаемый в огромных количествах, и как инструмент для музыкального исполнения, изготовляемый обычно на заказ и с каждой новой моделью совершенствующийся. Первая категория служила материальной основой гармонного промысла, вторая — стимулировала эволюцию гармоники как музыкального инструмента.

С возникновением производства гармоник кустарные домашние мастерские и фабрики вырабатывали почти исключительно так называемые детские гармоники, имевшие до 5 клапанов и только на правой стороне. Стоимость их была 15 — 25 копеек. Производились и гудочки — гармошки без клапанов, издававшие один-два звука — детская игрушка, встречавшаяся многие годы на рынках и ярмарках. Эти гармошки, дававшие хороший доход, были грубой, яркой отделки и очень примитивного устройства, мех делался наподобие бумажных гофрированных фонариков.

Но многие профессиональные исполнители были недовольны простотой инструмента, поэтому появилась "хромка" в 1870 году в том же самом городе мастеров - Туле. Строй ее по-прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре). Но для расширения круга  тональностей в верхней части ее клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так "хромка" стала почти хроматической.
"Хромка" фактически сделала  ненужными местные настройки, потому что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш . Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.         

Но и "двухрядка" тоже не нравилась некоторым - один из них Орланский-Титаренко.

 Орланский-Титаренко хотел играть не на гармошке а на чём то лучше её и его поиски привили его к Стерлигову. Виртуоз заказал у мастера инструмент его мечты и он согласился сделать его.
И Стерлигов сделал заказ. Орланский-Титаренко и Стерлигов наслаждались звучанием инструмента. И они назвали его - баяном (в честь древне-русского певца и сказателя баяна).

В 50—60-е года 20 века появляется новое поколение баянистов, чье творчество поднимает искусство игры на баяне на новую художественную высоту. Это Ю. Казаков, А. Беляев, В. Бесфамильнов, В. Галкин, Э. Митченко, А. Полетаев.

Юрия Ивановича Казакова заслуженно называют артистом-первооткрывателем. Именно благодаря его творческой фантазии появился на свет качественно новый многотембровый готово-выборный баян.

С концертов Казакова началось интенсивное развитие академической сферы в жанре сольного исполнительства на баяне. Наконец, Казаков положил начало триумфальному шествию русского баяна по всей планете.

И глубоко закономерно, что именно этот музыкант первым из советских баянистов был удостоен почетного звания народного артиста СССР.

Главная
История баяна
О баяне
Советы баянисту
Музыкальные термины
Обратная связь

Умеете ли вы играть на баяне?
Проголосовало: 2134
Архив опросов


Музыкальные термины
Советы баянисту
Как и сколько заниматься?Информация о баяне
Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи. Громкость звука зависит от амплитуды колебания язычка: чем сильнее давление воздушной струи, тем громче звук, и наоборот. Высота же звука зависит от длины язычка: более короткие издают звуки высокого тона, более длинные низкого. Тембр звука зависит от конструкции деки и резонатора, формы и объема резонаторных камер, а также от толщины и материала планки, от качества металла, из которого сделан голос, и от профиля голоса. История баяна
Арсенал музыкальных инструментов, которыми в наши дни пользуется человечество, огромен. История одних уходит в глубокую древность, другие созданы сравнительно недавно. Ко второй группе относится и гармоника, хотя принцип звукообразования в ней свободно проскакивающий металлический язычок, колеблющийся под действием струи воздуха, был известен за две-три тысячи лет до нашей эры. В тот период в Юго-Восточной Азии бытовали различные инструменты, звук которых возникал от колебания металлического язычка. Мастер брал кусочек сплава и, расплющив его до толщины примерно 0,3 мм, вырезал тонким ножом в образовавшейся пластинке маленький язычок, фактически это был один из вариантов известного в народной инструментальной практике принципа надрезного язычка. Проем в тонкой пластинке (рамке), в которой проскакивал язычок под действием потока воздуха, был очень мал, а амплитуда колебания язычка незначительна, и инструмент звучал хотя и мелодично, но очень тихо. Поэтому во всех инструментах того времени употреблялись различные устройства для усиления звука. Главная



© 2019 Все о баяне, обучение игры на баяне, баян, музыкальные инструменты